Из уст нашего Президента мы недавно услышали, что люди в Беларуси живут не очень хорошо, но терпимо.
Честно и объективно.
Только хотелось бы уточнить, кому более терпимо, кому менее, а кому уже совсем труднотерпимо.
В средствах информации постоянно мелькают цифры о среднем заработке по городам и регионам Беларуси. По Минску они очень даже терпимые. В объявлениях зарплата уборщиц, рабочих в магазинах от 600-700 рублей и более. Не будем даже говорить об айтишниках, там вообще – ажур.
Но я работаю в сфере профессионального искусства, ориентируемого на национальные традиции белорусов, в Государственном академическом ансамбле танца Беларуси и, пожалуй, лучше всех знаю реальное положение материального бытия своих артистов.
Сразу скажу откровенно, что до уровня зарплат уборщиц и рабочих магазинов, наши артисты и даже солисты ещё не доросли. Мало того. Из-за несовершенства законодательства вновь принятым артистам балета, даже с высшим образованием после Университета культуры, ансамбль ежемесячно доплачивает до прожиточного минимума.
Заостряю внимание ещё на одном лозунге нашего времени: зарабатывайте и платите больше! Думаю тот, кто впервые этот лозунг выдвинул в культуре - не продумал все последствия этой идеи. Зарабатывать? За счёт кого? Наверное, за счёт зрителей. А кто наш зритель? Есть любители дорогой по билетам, но дешёвой, качественно и обильно рекламируемой, в основном, российской, попсы. А наш зритель – это простой белорусский народ. Тот народ, у которого нет средств, чтобы ходить на агрессивно разрекламированные и супердорогие концерты российских фальшивых поп-королей и поп-императриц.
Слава Богу, НАШ зритель, преданный национальному искусству, несмотря на очень агрессивную рекламу попсы, верен нам, любит нас и мы всегда будем ему верны и в любви народа черпаем своё творческое вдохновение.
Представьте, что мы начнем увеличивать цену на билеты на наши концерты. Естественно, мы сразу же отрежем у этой небогатой части населения возможность посещать наши концерты.
Предлагаю подумать о результатах такой культурно-просветительной политики.
Национальная культура – это генетический код нации, потеря которого равноценна потере национальной идентичности.
Мы слишком много говорим об экономике и сводим проблемы искусства только к заработку. Всё меньше говорим о программах, качестве исполнения, об основной функции культуры – воспитательной. О том, что наше предназначение – лечить души людей, беречь и сохранять национальные традиции, быть доступными простым людям. Как-то плохо это сочетается: быть доступным и много зарабатывать.
Всё, что я написал, это, на мой взгляд, только часть проблемы. Я уверен, что в настоящее время в Беларуси существует значительный дисбаланс в отношении к культуре и спорту. Думаю, что это уже настоящая проблема. По крайней мере, в народе она активно обсуждается.
Декларируется, что спорт – это физическое здоровье нации. Простите, но есть разница: профессиональный спорт и физкультура.
Профессиональный спорт не имеет никакого отношения к физическому здоровью нации. Во всем мире – это очередной способ зарабатывания очень больших денег. А когда денег на профессиональный спорт у государства не хватает, оно изымает средства из бесплатного обучения в разнообразных спортивных кружках.
В результате мамы и папы, желающие физически развить своего ребенка, из своего кармана финансируют сильно раздутые потребности профессиональных спортсменов.
Современный профессиональный спорт не содержит ничего национального. Его достижения покупаются и продаются.
И чем богаче государство, тем более впечатляющими будут его спортивные достижения.
Бедные государства обречены быть постоянными донорами богатых.
Редкие таланты, появляющиеся в бедных странах, всегда будут у них перекуплены. А единичные спортивные таланты неизбежно побегут вдогонку за длинным рублем-долларом, предлагаемым богатейшими странами.
Не заглядывая в чужие карманы, тем не менее, я хочу привести несколько примеров. Данные эти я взял в открытом доступе – в интернете, хотя там есть сноска, что спортивные чиновники хотели бы эти данные засекретить.
Привожу цитату: «Не секрет, что спорт в Беларуси совсем не то, чем он является во всем мире! Это не индустрия зарабатывания денег, а система клубов, которые готовы, в лучшем случае, с умом потратить то, что даёт государство».
А что оно даёт? Из доступного интернета: «Средний бюджет футбольного клуба высшей лиги – около 1,5 миллиона долларов: от 4,5 млн. у БАТЭ до 0,45 млн. у «Крумкачэй». А всего 26,81 млн. долларов на 16 команд».
А что с отечественным футболом в итоге? 92 место в мировой рейтинге.
Может, хоккей лучше?
Средняя зарплата хоккеистов в минском «Динамо» 30 тысяч долларов в месяц, учитывая каждого сотрудника клуба, исключая легионеров. А легионеры? Минимум полмиллиона в год, а то и целый миллион. («Огромные деньги», - сказал Президент).
А результат? Вылетели отовсюду.
«А деньги – это государственный бюджет, а значит, это общественные деньги».
К сведению, затраты на одного легионера – это годовой бюджет трех! национальных коллективов: Национального академического народного хора им. Г.Цитовича, Государственного академического ансамбля танца Беларуси и Государственного академического вокально-хореографического ансамбля «Хорошки».
Видите, как нас мало – профессиональных коллективов народного танца в Беларуси. А как много спортивных команд!
Извините, но немного негатива. Среднее количество зрителей, например, на матчи волейбольного клуба «Строитель» (бюджет более 1 млн.долларов США) - !150!
И последнее. Считаю, что совершенно бессмысленно культивировать у себя в бедной стране всю палитру олимпийских дисциплин. Не по карману. Даже в огромном СССР была специализация республик. В БССР – это борьба, гребля, фехтование, гимнастика и кое-то из лёгкой атлетики.
И самое последнее. Примите, как заявление.
Я, Дудкевич Валентин Владимирович, народный артист Беларуси, дважды лауреат Специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям литературы и искусства в номинации «хореография», кавалер ордена Франциска Скорины, профессор, получаю около 1200 белорусских рублей в месяц, что составляет около 6500 долларов в год. При этом я испытываю неловкость, что получаю слишком много по сравнению с моими артистами.
Вы знаете, что я воспитан в какой-то неправильной реальности. Я по старинке считаю, что «стыдно быть богатым в бедной стране».



12 ответов