Валентин Дудкевич

Народный артист Беларуси

После юбилейных аплодисментов

Основателю и бессменному руководителю ансамбля «Хорошки» Валентине Гаевой исполнилось 80 лет. По сложившейся традиции, поздравляю, конечно, хотя, по себе знаю, что чем старше, тем меньше хочется поздравлений. В хоре и поздравлений и мнений о творчестве В.Гаевой мне особенно хочется выделить не столько мнение поклонников, а взгляд на ретроспективу своего творчества самой Валентины Ивановны, прозвучавший в интервью БЕЛТА. Основная мысль-это то, что белорусское народное творчество началось с женщины(подразумевается, конечно, В.Г.).
К счастью, я с самого начала следил за творчеством Валентины Гаевой и Николая Дудченко, начиная с самодеятельного могилевского коллектива, и хорошо знаю все этапы становления ансамбля «Харошки». Еще до приезда их в Минск я, будучи режиссером массовых представлений, постоянно ездил по республике, отбирая коллективы и номера для участия в правительственных концертах. В 70-ых – 80-ых годах в Беларуси во всех областных городах были очень сильные танцевальные ансамбли. В Бресте – «Радость», п/у А. Воробьева, в Витебске – «Лявониха», п/у Л.Бородулько, в Гомеле – «Дружба», п/у А.Рыбальченко, в Гродно – «Раница», п/у Е.Штопа, в Могилеве – «Харошки», п/у В. и Н. Дудченко. В Минске было много коллективов, практически в каждом из дворцов культуры. Не буду упоминать их руководителей (хотя они этого достойны) – эта тема отдельной статьи. Так что никакого вакуума в сфере белорусского танцевального творчества не было. А начало всего этого многообразия было положено значительно раньше. Могу совершенно объективно сказать, что все названные мной коллективы были практически равноценны и «женский» след развития народной хореографии как-то не просматривался.
Я всю свою жизнь живу в Беларуси и, что важно, в «хореографической» ее части (учеба с девяти лет в хореографическом училище, работа в балетной труппе театра Оперы и Балета и т.д), поэтому истоки становления белорусской национальной хореографии знаю неплохо. Я помню создание знакового номера «Юрочка» в Государственном народном хоре, и помню уникального исполнителя номера, заслуженного артиста БССР Ю.Слепнева, «Вечарынку у калгасе» П.Акуленка, наблюдал становление брендовой «Лявонихи», в создании которой участвовали знаменитые мастера К.Муллер, А.Ермолаев, и которую окончательно завершил С.Дречин. А до этого(я знаю из истории) была подготовка к предвоенной первой декаде белорусского искусства в Москве, когда Игорем Моисеевым создавалась «Бульба», а еще до этого был К.Алексютович и … Так что «начало» состоялось задолго до вашего появления в Беларуси, дорогая Валентина Ивановна. Никто не отрицает вашего вклада в развитие белорусской национальной хореографии, но лучше обойтись без недостоверного пиара. Истоки белорусской хореографии значительно глубже, и коль речь коснулась вопросов творчества, хочу затронуть еще одну важную для понимания истоков белорусской народной хореографии, тему. Если говорить о «женском» следе в ее развитии, то обязательно нужно упомянуть о Юлии Чурко, докторе искусствоведения, профессоре университета Культуры и искусства, основателе и многолетнем руководителе кафедры хореографии университета. Она с группой студентов несколько сезонов провела в экспедициях по Беларуси, собрала уникальный фольклорный материал, вернее, сохранившиеся остатки его в форме устных записей и видеоматериалов. Характерно, что в этих материалах превалируют совершенно другие народные танцы. Отстутвуют «Веселухи», «Лянсеи», «Субботы», «Гусарики», «Крутухи». Зато есть «Заёнец», «Кадрыль на зэдлике», «Завиваннебярозки» и др. А если подсмотреть у соседей в России, «Веселухи» есть в каждом регионе, так же кадриль «Лянцэ», «Субботы», «Гусачок», все эти танцы очень распространены в России. Кстати, в основе названия коллектива русское слово «Хорошо». У нас в Беларуси вместо «Хорошо» говорят «Добра», но название «Доброшки» не звучит, поэтому появилась компромиссно-тросяночное «Харошки». Все эти сравнения наталкивают на очень серьезную национальную проблему. В чем собственно феномен успеха ансамбля «Харошки», особенно в период становления? Мой длительный опыт изучения истории моей Беларуси и, в частности, истории культуры, позволяет мне сделать определенные выводы. Наша национальная хореография гораздо ближе к Прибалтике и Польше, чем к России и Украине. Одним словом, нашу похожесть можно охарактеризовать как умеренность. Прибалты до сих пор сохраняют эту черту, не позволяя пограничным этносом вторгаться и разрушать исконный национальный образ.
А мы?
Первую программу «Харошек» критиковали все без исключения белорусские хореографы за русификаторские тенденции. Критиковали и завидовали успеху. Да и было чему завидовать. Русский фольклор всегда был ярче, богаче, зрелищней. Что и говорить, Россия-то огромная и разнообразная. И слегка прибелорушенные «Лянцэ», «Субботея», «Гусачок», «Веселуха» и др. наделали много шума и вызвали много подражаний. И, конечно, такая «русофильская» трактовка белорусского фольклора вызвала очень одобрительную реакцию Москвы. Успеху первой программы помог и очень грамотный пиар руководителей. Вроде бы все, что показано, как в «драгоценной шкатулке» найдено в каком-то захудалом селе Харошки в Могилевской области. Многие поверили, потому что очень хотелось поверить.
А что потом?
Шумные проекты более или менее удачные, постоянная пиар-шумиха, что наконец-то найдено «белорусское настоящее». Такой же «настоящей» программой была «Полоцкая тетрадь». Мало кто знает, что музыку программы Полоцк никогда не слышал и не видел (нотные листки были найдены в костеле под Брестом в обложке Евангелия). Я хорошо знал автора аранжировок этих нот для ансамбля «Кантабеле» Эдуарда Фарберова. Т.к в семидесятые годы от ансамблей требовали белорусский репертуар, то музыканты попросили его слегка обеларусить гармонически европейскую дворцовую музыку. Как человек очень образованный, Эдуард Михайлович очень легко это сделал.
Может я излишне придирчив, но я не люблю недостоверность, подмену, и, конечно, недобросовестный пиар. На этом, вероятно, надо закончить. Все-таки юбилей. И, тем не менее, в память потомков надо бы сохраниться без изъятий и дополнений биографии, как есть. Кто не согласен-спорьте.

1 ответ

  1. Валентин Владимирович, здравствуйте!!! С удовольствием прочитал Вашу статью. Я полностью поддерживаю Вашу позицию касаемо "белорусскости", пардон, ансамбля "Харошки". В среде музыкантов бытует чёткое определение - "попсовость". Как правило оно обозначает стремление пойти по более рациональному и общедоступному пути, дабы как можно скорей донести своё "содержание" до массы слушателей, зачастую в ущерб истинному искусству, исторически сложившемуся. Последнее время сцену рассматривают как нечто носящее характер развлечений место. И зритель настолько обленился смотреть, слушать и запоминать, что едва замерещится какой-то намёк на смысл - его отворачивает от развёрнутого действа. Вы и Ваше творчество всячески избегаете этих принципов. На сегодняшний момент это непопулярный метод работы. Поднимать историю, вскапывать корни очень непросто. Требуются неимоверные затраты для осознания сущности культуры Беларуси, для анализа пластов разных эпох нашего государства. Этим Вы руководствуетесь и ставите задачи, опираясь на историю, отыскивая необычность, а порой уникальность нашего наследия.

Оставить комментарий