Основателю и бессменному руководителю ансамбля «Хорошки» Валентине Гаевой исполнилось 80 лет. По сложившейся традиции, поздравляю, конечно, хотя, по себе знаю, что чем старше, тем меньше хочется поздравлений. В хоре и поздравлений и мнений о творчестве В.Гаевой мне особенно хочется выделить не столько мнение поклонников, а взгляд на ретроспективу своего творчества самой Валентины Ивановны, прозвучавший в интервью БЕЛТА. Основная мысль-это то, что белорусское народное творчество началось с женщины(подразумевается, конечно, В.Г.).
К счастью, я с самого начала следил за творчеством Валентины Гаевой и Николая Дудченко, начиная с самодеятельного могилевского коллектива, и хорошо знаю все этапы становления ансамбля «Харошки». Еще до приезда их в Минск я, будучи режиссером массовых представлений, постоянно ездил по республике, отбирая коллективы и номера для участия в правительственных концертах. В 70-ых – 80-ых годах в Беларуси во всех областных городах были очень сильные танцевальные ансамбли. В Бресте – «Радость», п/у А. Воробьева, в Витебске – «Лявониха», п/у Л.Бородулько, в Гомеле – «Дружба», п/у А.Рыбальченко, в Гродно – «Раница», п/у Е.Штопа, в Могилеве – «Харошки», п/у В. и Н. Дудченко. В Минске было много коллективов, практически в каждом из дворцов культуры. Не буду упоминать их руководителей (хотя они этого достойны) – эта тема отдельной статьи. Так что никакого вакуума в сфере белорусского танцевального творчества не было. А начало всего этого многообразия было положено значительно раньше. Могу совершенно объективно сказать, что все названные мной коллективы были практически равноценны и «женский» след развития народной хореографии как-то не просматривался.
Я всю свою жизнь живу в Беларуси и, что важно, в «хореографической» ее части (учеба с девяти лет в хореографическом училище, работа в балетной труппе театра Оперы и Балета и т.д), поэтому истоки становления белорусской национальной хореографии знаю неплохо. Я помню создание знакового номера «Юрочка» в Государственном народном хоре, и помню уникального исполнителя номера, заслуженного артиста БССР Ю.Слепнева, «Вечарынку у калгасе» П.Акуленка, наблюдал становление брендовой «Лявонихи», в создании которой участвовали знаменитые мастера К.Муллер, А.Ермолаев, и которую окончательно завершил С.Дречин. А до этого(я знаю из истории) была подготовка к предвоенной первой декаде белорусского искусства в Москве, когда Игорем Моисеевым создавалась «Бульба», а еще до этого был К.Алексютович и … Так что «начало» состоялось задолго до вашего появления в Беларуси, дорогая Валентина Ивановна. Никто не отрицает вашего вклада в развитие белорусской национальной хореографии, но лучше обойтись без недостоверного пиара. Истоки белорусской хореографии значительно глубже, и коль речь коснулась вопросов творчества, хочу затронуть еще одну важную для понимания истоков белорусской народной хореографии, тему. Если говорить о «женском» следе в ее развитии, то обязательно нужно упомянуть о Юлии Чурко, докторе искусствоведения, профессоре университета Культуры и искусства, основателе и многолетнем руководителе кафедры хореографии университета. Она с группой студентов несколько сезонов провела в экспедициях по Беларуси, собрала уникальный фольклорный материал, вернее, сохранившиеся остатки его в форме устных записей и видеоматериалов. Характерно, что в этих материалах превалируют совершенно другие народные танцы. Отстутвуют «Веселухи», «Лянсеи», «Субботы», «Гусарики», «Крутухи». Зато есть «Заёнец», «Кадрыль на зэдлике», «Завиваннебярозки» и др. А если подсмотреть у соседей в России, «Веселухи» есть в каждом регионе, так же кадриль «Лянцэ», «Субботы», «Гусачок», все эти танцы очень распространены в России. Кстати, в основе названия коллектива русское слово «Хорошо». У нас в Беларуси вместо «Хорошо» говорят «Добра», но название «Доброшки» не звучит, поэтому появилась компромиссно-тросяночное «Харошки». Все эти сравнения наталкивают на очень серьезную национальную проблему. В чем собственно феномен успеха ансамбля «Харошки», особенно в период становления? Мой длительный опыт изучения истории моей Беларуси и, в частности, истории культуры, позволяет мне сделать определенные выводы. Наша национальная хореография гораздо ближе к Прибалтике и Польше, чем к России и Украине. Одним словом, нашу похожесть можно охарактеризовать как умеренность. Прибалты до сих пор сохраняют эту черту, не позволяя пограничным этносом вторгаться и разрушать исконный национальный образ.
А мы?
Первую программу «Харошек» критиковали все без исключения белорусские хореографы за русификаторские тенденции. Критиковали и завидовали успеху. Да и было чему завидовать. Русский фольклор всегда был ярче, богаче, зрелищней. Что и говорить, Россия-то огромная и разнообразная. И слегка прибелорушенные «Лянцэ», «Субботея», «Гусачок», «Веселуха» и др. наделали много шума и вызвали много подражаний. И, конечно, такая «русофильская» трактовка белорусского фольклора вызвала очень одобрительную реакцию Москвы. Успеху первой программы помог и очень грамотный пиар руководителей. Вроде бы все, что показано, как в «драгоценной шкатулке» найдено в каком-то захудалом селе Харошки в Могилевской области. Многие поверили, потому что очень хотелось поверить.
А что потом?
Шумные проекты более или менее удачные, постоянная пиар-шумиха, что наконец-то найдено «белорусское настоящее». Такой же «настоящей» программой была «Полоцкая тетрадь». Мало кто знает, что музыку программы Полоцк никогда не слышал и не видел (нотные листки были найдены в костеле под Брестом в обложке Евангелия). Я хорошо знал автора аранжировок этих нот для ансамбля «Кантабеле» Эдуарда Фарберова. Т.к в семидесятые годы от ансамблей требовали белорусский репертуар, то музыканты попросили его слегка обеларусить гармонически европейскую дворцовую музыку. Как человек очень образованный, Эдуард Михайлович очень легко это сделал.
Может я излишне придирчив, но я не люблю недостоверность, подмену, и, конечно, недобросовестный пиар. На этом, вероятно, надо закончить. Все-таки юбилей. И, тем не менее, в память потомков надо бы сохраниться без изъятий и дополнений биографии, как есть. Кто не согласен-спорьте.
1 ответ