Валентин Дудкевич

Народный артист Беларуси

«НА СЕЙ РАЗ БЕЗ АПЛОДИСМЕНТОВ»


«НА СЕЙ РАЗ БЕЗ АПЛОДИСМЕНТОВ»

Отпраздновали 50-летие образования ансамбля «Хорошки»!

Я долгое время не делал никаких публичных заявлений о творчестве этого известного коллектива, руководствуясь простым этическим мотивом: «О коллегах или хорошо, или ничего».

Но…

Когда в очередной раз публично высказывается мнение, что до «Хорошек» белорусского хореографического искусства не существовало и Валентина Ивановна Гаевая есть начало-начал фольклорного наследия Беларуси, то есть смысл и необходимость оспорить это мнение. Тем более, что я непосредственный очевидец 50-летнего существования и развития коллектива.

Я с самого начала следил за творчеством Валентины Гаевой и Николая Дудченко, начиная с самодеятельного могилевского коллектива, и хорошо знаю все этапы становления ансамбля «Хорошки». Еще до ихпереезда в Минск, я, будучи режиссером массовых представлений, постоянно ездил по республике, отбирая коллективы и номера для участия в правительственных концертах.                 В 70-х – 80-х годах в Беларуси во всех областных городах были очень сильные танцевальные ансамбли. В Бресте – «Радость»                                  п/у народногоартиста БССР А.Воробьева, в Витебске – «Лявониха» п/у Л.Бородулько, в Гомеле – «Дружба» п/у народного артиста БССР А.Рыбальченко, в Гродно – «Раница» п/у заслуженного работника культуры БССР Е.Штопа, в Могилеве – «Хорошки» п/у В.Гаевой и Н.Дудченко. В Минске было много коллективов, практически в каждом из дворцов культуры. Не буду упоминать их руководителей (хотя они этого достойны) – эта тема отдельной статьи. Так что никакого вакуума в сфере белорусского танцевального творчества не было. А начало всего этого многообразия было положено значительно раньше. Могу совершенно объективно сказать, что все названные мной коллективы были практически равноценны и «женский» след развития народной хореографии как-то не просматривался. 

Белорусский танец имеет вековую историю. Его развивали очень известные мастера, такие как великий русский танцовщик, новатор танца Алексей Ермолаев, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и России Игорь Моисеев, белорусский советский балетмейстер, пропагандист белорусского народного танца Константин Алексютович, труппа Игната Буйницкого, народный артист БССР, лауреат Государственной премии БССР Семён Дречин,заслуженный деятель культуры БССР И.А.Сериков и многие другие. Именно их трудами возникли такие бренды белорусских народных танцев как «Юрочка», «Лявониха», «Бульба», «Полька Янка», «Крыжачок», «Купальский карагод» и другие. С приходом в белорусский танец Валентины Гаевой, белорусская народная хореография как будто началась с нуля. Опыт предшественников был полностью игнорирован. Как были потом игнорированы результаты фольклорных экспедиций лаборатории фольклора Белорусского государственного института культуры под руководством профессора, доктора искусств Юлии Чурко. А между тем в этой последней волне исследований белорусского танцевального фольклора появились исконные, уже исчезающие народные танцы, такие как «Кадрили на зэдликах», «Заёнец», «Коза», «Жабка» и другие. Эти исследования В.Гаевой также были не замечены. Зато появилась тенденция считать себя единственной «иконой» белорусского танца. 

Всё это фактические сведения и, на мой взгляд, не требуют доказательств. Если что и требует доказательств, то вот давайте обсудим эту самую «белорусскость» белорусской программы Валентины Гаевой. В 1965 году она окончила Ленинградскую Высшую профсоюзную школу ВЦСПС, отделение хореографии. Далее Валентина Гаевая вместе с Николаем Дудченко привезла в Могилев ту известную яркуюпрограмму, которая потом перекочевала практически без изменений в Минск и стала основой репертуара коллектива «Хорошки» на все эти 50 лет вместе с Федором Балабайко.

Но что интересно и в моём сознании как-то трудно сочетается, это что дипломом Совета Федерации Государственной думы Российской Федерации за участие в выставке-фестивале «Лучшие проекты России – 2008 года» был награжден известный белорусский коллектив«Хорошки» за программу «Времена года». Диплом так и назывался «Лучший проект России 2008 года». 

Зная историю коллектива «Хорошки» с самых первых дней его существования, на мой взгляд, этот «лучший русский проект»продолжается слишком долго, уже 50 лет. Началось это прямо с названия «Хорошки». Найден весь материал в селе Хорошки Могилевской области. Топонимы у нас часто менялись на более благозвучные с точки зрения российских чиновников. Это было повсеместно распространено после распада Речи Посполитой. В Могилевской области, между прочим, был город Пропойск, тоже заменённый. Слова «хорошо» нет в белорусском языке. Есть слово «добра» - могли бы быть «Доброшки». Самая первая программа ансамбля, которая была очень зрелищной и успешной, и получила большой общественный резонанс у любителей народного танца, у профессионалов вызвала множество вопросов. В ней были некоторые хореографические казусы. Например, известная русская кадриль «Лянце» вдруг стала белорусской кадрилью «Лянсей», якобы подсмотренной в селе «Хорошки»; известный русский танец «Гусачок»превратился в белорусский народный танец «Гусарики», также подсмотренный в том же даровитом селе. Известный русский танец «Субботея» преобразовался в белорусскую сюиту «Суббота», стал белорусским народным танцем «Митусь» (номеров и коллективов с таким названием много в России, особенно на Урале), «белорусская»кадриль «Веселуха» имеет много аналогов - Владимирская, Воронежская, Уральская и прочие «Веселухи» очень популярны в той же России. Естественно, все эти номера имели огромный успех, потому что были поставлены на уже апробированном русском танцевальном материале, слегка преобразованным и переименованным в белорусский. 

Но надо уточнить один очень деликатный момент. Наша страна находится в окружении очень сильных этносов: украинского, русского и польского. Эти этносы имеют богатейшую национальную культуру, мощнейшие исторические традиции и разнообразнейшие фольклорные пласты. Художникам, работающим с белорусским материалом, очень легко скатиться к заимствованию. Лично для меня это «заимствование» имеет только одно название - «ассимиляция». Кстати, эту же точку зрения, при обсуждении первой программы «Хорошек», высказывали такие признанные мастера белорусской хореографии как народный артист Беларуси, лауреат Государственной премии БССР С.В.Дречин,народный артист БССР А.Рыбальченко, заслуженный деятель культурыБССР Ю.Лапша, заслуженный деятель культуры БССР И.А.Сериков. Они говорили о том, что на белорусскую почву прививаются черты, хоть и очень эффектного, но чуждого белорусскому фольклору танца. 

А какие ещё программы были созданы за эти годы? «Туровскаялегенда»?  Программа явно не удалась и не имела в дальнейшем концертно-сценического успеха. О ней и сказать нечего, кроме того, что фигурировавшая в ней голова Тура-Зубра явно перекочевала из Беловежья в Туров.

И, наконец, широко разрекламированная программа «Полацкі сшытак». О ней разговор особый. Музыка, послужившая толчком для создания этой программы, затрагивает ещё одни деликатный вопрос. Для человека непосвященного открытие «Полоцкой тетради» до сих пор глобальное историческое музыкальное событие. Однако, профессионалам известна и другая история. «Полоцкая тетрадь» найдена не в Полоцке, а около Бреста, в костеле, в обложке Евангелия. Потом её перевезли в Краков. Первоначально она называлась«Ягелонская рукопись». На этих листах рукописи было написано, что это сборник бытовой музыки анонимных авторов 17 века. Рукопись содержала танцевальные и песенные произведения. Танцы были все европейские – менуэты, гавоты, полонезы, польки, кадрили. К этойрукописи обратились участники ансамбля «Кантабиле» при Государственном академическом симфоническом оркестре БССР. Помнению многих профессиональных музыкантов в первоначальном виде рукопись представляла собой клавир руководителя одного из многих оркестров феодальных замков, типичных для того времени. В средние века феодалы обычно приглашали иностранного музыканта из Европы, который приезжал со своей музыкой и организовывал при замке оркестр из местных музыкантов. В музыкальных партитурах иностранцев было много старинных общеевропейских мелодий, но, к сожалению, было мало белорусской мелодики. В советское время ансамблям,претендующим на сольный концерт, вменялось обязательное исполнение белорусской музыки. Поэтому музыканты ансамбля «Кантабиле» обратились к известному белорусскому аранжировщику Эдуарду Фарберову с просьбой «гармонизировать» мелодии «Ягелонской рукописи», чтобы они приобрели белорусский характер и дали полученному произведению новое название «Полоцкая тетрадь».Именно поэтому ансамбль «Кантабиле» никогда не позиционировал «Полоцкую тетрадь» как исконный белорусский шедевр.

Но перед премьерой хореографического представления «Полацкага сшытка» была устроена настоящая «пиар-шумиха», чтонаконец-то найдено настоящее белорусское прошлое. Многие поверили, потому что очень хотелось поверить. Как это восприняли зрители? Своё мнение высказывать не буду. Могу процитировать одного известного турецкого импресарио Ахмеда Акчи (кстати, он продюсирует ансамбль имени А.В.Александрова): «Программа похожа на один очень длинный и скучный танец. Можно заснуть, проснуться, а танец всё идет и идёт…»

Ну вот, собственно, и все достижения и успехи за все 50 лет.Можно только добавить (и это достоверно не только из моих слов), что последние 20 лет специалисты-хореографы не видели вообще никакого созидательного движения, кроме каких-то «перелицованных» номеровиз недалёкого прошлого, которые говорили только о том, что идеи исчерпались и «ленинградская» прививка не прижилась. Мода на «прививки» прошла и, может, пора искать что-нибудь более достоверное в современном смысле.

Что действительно неоспоримо – это то, что у «Хорошек» всегда был хороший оркестр, особенно под руководством Василия Куприяненко. Оркестр был и хорошим, и новаторским. Музыканты не сидели на сцене, тупо уставившись в партитуры, а действовали, были артистами, участниками спектакля. Они были драйверами ансамбля и произошло то, что должно было произойти. Оркестр стал лучшей частью коллектива и развивался в сторону «белорусскости». Хореография отставала, новых белорусских (по существу) идей не было. И музыканты ушли, создав свой коллектив «Свята». К ним присоединились не только все музыканты, но и танцоры-музыканты, такие, как Анатолий Кашталапов. В другие коллективы ушли или вообще уехали из страны многие способные артисты. С тех пор «Хорошки», на мой взгляд, остановились в развитии, вступили в «мемориальную» фазу.

​Может, я излишне придирчив, но я не люблю недостоверность, подмену, и, конечно, недобросовестный пиар. На этом, вероятно, надо закончить. Все-таки юбилей. И, тем не менее, в памяти потомков надо бы сохраниться без изъятий и дополнений биографии, как есть. Кто не согласен – спорьте.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий