Я уже однажды упоминал, что я – условно верующий человек.
Меня окрестил во время войны какой-то человек, назвавшийся священником. Точно, что окрестили в христианство, а вот в православие или какое-нибудь другое течение – достоверно не известно. Родители мои тоже были условными христианами – довоенными комсомольцами. По настоящему очень ревностной христианкой была только моя бабушка по матери Екатерина Старовойтова, в девичестве Красовская. Её отец был приходским священником, и от него в нашей хате была целая стена православных образóв. Маленького меня, она по воскресеньям водила в церковь за 7 километров.
Так что я верю в Бога, чувствую, что Он есть, что именно Он создал всё, меня окружающее, от микро до макрокосмоса, что от Него исходят все поступки наши, все желания, все предопределения. Как слабый духом человек, я хочу верить в бессмертие моей души, в реинкарнацию, в зависимость той, неизвестной будущей жизни «после того, как…», от праведно или неправедно прожитой жизни на земле. В это надо верить. Но, к сожалению, по своему комсомольско-коммунистическому воспитанию, я – условно верующий человек.
Почему условно? Наверное, потому, что не могу только верить. Я хочу ещё и знать о Боге хоть что-нибудь более определённое. Очень курьёзно, что первые «научные» представления об истории религии, вернее, религий, я получил по учебнику «Научного атеизма»! (Время было такое, других источников не было). А вот учебник по истории философии Бертрана Рассела в мои молодые годы был только условно-разрешённой книгой и только в библиотеке АН БССР (чтобы не сбиться с тропы марксизма, диалектического и исторического материализма).
В 23 года я заполучил Евангелие, выпросил у подвыпившего священника на крестинах моей дочери. Чуть позже стал обладателем Библии. Она необходима мне была потому, что я учился на искусствоведа, а в искусстве значительная часть сюжетов строилась на библейской основе. А потом и позже… Это уже чистая любознательность. Коран! Его прямая связь с Библией! История и эволюция ислама.
А что было раньше этих двух религий. Ну, например, на Востоке. Иудаизм, Моисей, Пятикнижие Моисея, принятое и христианами, и магометанами, Зороастризм, Заратуштра, огнепоклонники, Авеста – Библия этой религии. В чем их тождественность, а в чём различие? Все они исповедуют единобожие – Ахура-Мазда, Саваоф, Аллах – правда, с некоторыми нюансами. Например, Библия утверждает, и Коран этому не возражает, что «вначале было слово, и слово было Бог». В Авесте вначале была «благая мысль» (Ахура-Мазда), потом слово. И только после слова было дело.
На Западе политеистические религии с Зевсом-Юпитером, Афиной-Юноной, Аполлоном-Фебом и прочими были в начале Новой эры побеждены в жарких диспутах аскетами раннего христианства, их жертвенностью и высокой моралью, и приобщились к общей тенденции развития монотеизма.
Не хочу забираться в религиозные дебри Дальнего Востока, потому что это так сложно, так обильно – индуизм, буддизм, ламаизм, даосизм, дзен-буддизм. Огромное количество персонифицированных божеств, бодхисатв, канонов, каонов(?), ритуалов. Это совсем другой мир. Европейцу в нём почти невозможно разобраться. Восток – дело тонкое. Чего только стоит по дзену – звук хлопка одной ладонью или игра на флейте, лишенной отверстий…
Как говорят, лучше вернёмся к нашим, близким нам богам.
Я хочу быть полноценно верующим человеком.
Я – современный, достаточно начитанный человек, побывавший в культовых сооружениях многих религий.
В кого мне лучше искренне поверить или во что? В Саваофа-Христа-Голубя – Святую Троицу – то есть стать христианином? (Кстати, учение о Троице – это тоже единобожие – «Един во трёх ипостасях!»). Какой конфессии? Совершенно мне не интересны расколы из-за тонкостей богослужения в храмах, костёлах, молитвенных домах. Расколы создавались на вселенских Соборах, менялись, отменялись, канонизировались. Я определённо знаю, что Бог – один для всех, Библия – одна для всех, Евангелие – одно для всех! Какие различия? Я не хочу подчиняться какой-то канонизированной обрядности. Еще я знаю, что Богу молиться можно в любом месте, даже в одиночестве (как Христос в пустыне). Или как это делали очень богатые и влиятельные люди в своих личных капеллах. Где-то я прочитал, что «церковный раскол» - это в большей мере спор «хозяйствующих объектов». Кто-то с кем-то чего-то не поделил. Тем более делить-то есть что. Время аскетов ушло. Приглядитесь к интерьерам жилища Московского Патриарха Кирилла. Почему-то сразу со словом «Патриарх» рифмуется «иерарх-олигарх». (Мне более симпатичен образ жизни Папы Римского Франциска.)
В иудаизм меня не примут. Я – белорус и не принадлежу ни к одному из двенадцати колен Израилевых.
Ислам? Есть, конечно, что-то привлекательное для меня в этой религии. Здесь ты всегда один на один с Богом-Аллахом. Перед ним ты отвечаешь за все свои поступки, как хорошие, так и не очень хорошие. У тебя нет адвокатов-заступников: Девы Марии, апостолов, бесчисленных святых. Один на один. Мне это кажется «хорошо». Морально-нравственная основа Корана достаточно хорошо регламентирована и во многом меня устраивает. Но, в исламе меня смущают две вещи. Первое. Коран довольно вторичен по отношению к Библии. Знаете, такой наивный и несколько примитивный пересказ многих её частей. Второе – нетерпимость по отношению к иноверцам: «Неверный – хуже собаки». Мне кажется, что эта однажды задекларированная нетерпимость стала причиной возникновения многих экстремистских деяний в прошлом и настоящем.
Так в какого же Бога мне следует поверить?
Мне почему-то кажется, что если Бог существует, то он только один. Один для всех людей на Земле. Современная Земля ведь очень маленькая! Коммуникационные технологии настолько развиты, что мы – люди, и я лично вижу online и друзей, и родных, и вообще всех людей на всех континентах. Так неужели нужно много разных богов, чтобы наблюдать за нами из поднебесья? Разные обычаи, образы жизни – это я понимаю. Бог может все-таки для всех один, только разные народы его по-своему называют?
Ну, понятно, в древности. Маленькие островки населённой суши были очень слабо связаны друг с другом. Люди мало знали об окружающем их огромном мире, каждая община, поселение, город придумывали себе своих богов. Окружающий мир с грозами, ливнями, бурями, штормами, землетрясениями пугал их и люди придумывали себе грозных божеств: Зевсов, Перунов, Посейдонов, Аресов...– и молили их о пощаде своей хрупкой жизни. Были боги счастья, веселья, любви, искусства: Мардук-Амон-Гелиос, Иштар-Венера, Вакх, Пан, дриады, нереиды, нимфы и прочие…
Потом окружающий мир как-то скукожился, оброс дорогами, транспортом. Люди стали общаться, знакомиться с чужими божествами и всем показалось, что их стало что-то многовато. Вот тогда-то и возникла идея единобожия. Практически у всех народов одновременно. Один Бог! Но под разными названиями для разных людей. В то время люди были ещё достаточно разъединены и мало что знали друг о друге, особенно в очень отдалённых частях планеты.
А сейчас? Мы всё обо всех на Земле знаем. И Бог нас всех видит из глубины какого-то космического поднебесья. Следит за нами, управляет нами. Он даже позволяет и, кажется, поощряет нас сохранять свои национальные различия, образ мыслей и поступков, то есть национальное своеобразие, чтобы не растерять то богатство, которое Он в молодости создал! Но, Он хочет, чтобы вера в Него была одна, вера в единого Бога всех людей на Планете. И мне кажется, что мы все-таки придем когда-нибудь к идее всепланетного единого Бога.
Обычаи, поступки, традиции, язык, искусство – всё это не должна затронуть глобализация. Глобальной может быть только идея единого Бога для всех людей планеты Земля. А все предыдущие боги людей, ранее живших на земле – Ахура-Мазда, Саваоф, Иисус Христос, Аллах. Будда или Лао-дзы – были только предтечами, пророками, предвещающими явление единого Бога во всей Вселенной.
В этого Бога я искренне верю.
***
Господь един всегда, везде, не всуе,
А имена придумал человек.
Но было, есть и будет так вовек
Непостижим Господь, неописуем.
***