Валентин Дудкевич

Народный артист Беларуси

Интервью “Альфа Радио”

27 января, в эфире "Альфа Радио" вышла в свет очередная программа Андрея Муковозчика "Песня о жизни". Дуэтом с ведущим о своей жизни, о жизни вообще, о любимой и разной музыке «поет и танцует» худрук Государственного ансамбля танца Беларуси маэстро Валентин Дудкевич.

 

  • Здравствуйте. Говоря о своей профессии, он говорит вот как: “Уважаемые родители, если вы задумали отдать своих детей в танцы, не делайте этого никогда”, а беседуем мы сегодня с народным артистом нашей страны, заслуженным деятелем культуры, художественным  руководителям государственного ансамбля танца Беларуси Валентином Владимировичем Дудкевичем. Здравствуйте!
  • Здравствуйте! Поправка. Не культуры, а заслуженный деятель искусств.
  • А там есть принципиальная разница?
  • Ну, понимаете, культура -  вроде самодеятельности, а искусство это ...
  • Хорошо, так всё же, почему не отдавать детей в танцы?
  • Нужно просто очень не любить своих детей, чтобы уготовить им такую участь. Это очень трудно! Тяжело! В очень медленном темпе, в совершенно не привычных позах для ног, рук и тела ребёнок проводит первые 3-4 года, это кошмар!
  • А как вы оказались в такой ситуации !?
  • Вы знаете, я такой древний, я помню Минск разрушенным. Я помню как я ходил по развалинам на месте дома профсоюзов - дворца профсоюзов, на красноармейской. Там был рабочий район, там был завод им.Кирова, а мы рядом жили. Отец там работал. Отдали меня в училище по объявлению. У меня рабочая семья, все рабочие, я единственный отклонившийся из всего рода ...
  • То есть, можно сказать что вы с одной стороны гордость семьи, а с другой стороны позор ...
  • У меня отец был очень красивый мужчина, он прекрасно пел, у него был очень хороший баритон. И он играл в оркестре, и казалось что он был взрослым - взрослым, а это было 30 с лишним, лет - 35.
  • Тогда ведь и взрослели быстрее...
  • Вот тогда и решили: у отца хороший голос, может и я выросту. Отдали в хореографическое училище, как в анекдоте - от слова хор. Хореография очень длинно...
  • А пришлось танцевать молча и долго...
  • О музыке... Луи Армстронг - не надоедает знаменитому хореографу никогда. А что-то личное с этой мелодией у вас связано, или просто красивая мелодия ?
  • Если я никуда не тороплюсь, хорошая дорога, с прекрасным пейзажем, без интенсивного движения - включаешь хорошую музыку, и ты уплываешь. Вот с музыкой Moon  River  я куда-то уплываю. Я всегда представляю сумерки, речку.  Я вырос на Днепре и я знаю что такое ночной Днепр и отражение луны в его воде, в его течении... Свет от барж и утренний пар от воды. Такие воспоминания: мы пацаны в шалаше, внизу донки стоят, чтобы рыбку утром поймать, на сене лежим и тишина - всеобъемлющая, завораживающая. Вот это у меня и ассоциируется  с Moon River - с моим днепровским детством.
  • Вам не нравится когда современный артист просит зал попеть вместе с ним. Это потому что нечего свою работу на чужие плечи перекладывать?
  • Да не в этом дело. Это пошло! Началось это всё с того, что все пели под фонограмму, и чтобы показать что он не совсем под фонограмму - усилиями звукорежиссера, а я знаю эти усилия - они на время ему включали микрофон, и вот он демонстрировал что он поёт в живую...
  • А есть музыкальные жанры которые вы не приемлите?
  • Я не могу сказать, что я не приемлю какой-нибудь из жанров. Когда работал худруком эстрады, я стоял у истоков создания профессиональной рок группы “Сузорье”. Мы съездили с ними в Ялту на всесоюзный конкурс артистов эстрады. Они даже стали дипломантами. Поэтому как я могу плохо относиться к этой музыке?
  • Вот что с вашей точки зрения сильнее танец или песня?
  • Вопрос он сложный, он теоретически сложный! На него хочется даже серьёзно ответить.
  • Попробуйте.
  • Они одновременно зародилось где-то в очень далёких глубинах. С первым звуком появилась песня, потому что звук - как только протяжный это уже преддверие песни, а танец это любое движение. Вообще-то они развивались всегда вместе. Вот сейчас мы занимаемся только хореографией, а в принципе разделения не было раньше - они были едиными!
  • Если вы зайдёте на дискотеку, или, по-современному говоря, в клуб, то увидите, что танцы бывают 3 видов: быстрые, медленные и вокруг сумочки на полу. Можете что-то возразить против такой современной классификации?
  • Ну всё зависит от возраста, чем моложе тем быстрее… А вот когда ты взрослый, любишь уже медленные танцы, и вообще всё помедленнее.
  • То есть вальсы пишут уставшие композиторы?
  • Вальс это тоже суетливость.
  • Еще одна песня которая не надоедает Валентину Дудкевичу никогда. Это вечная любовь в исполнении Шарля Азнавура. Судьба Ваша, это как хороший футболист становится знаменитым тренером, или, по прошествии времени, вы понимаете что не дотанцевали и могли бы сильно добиться еще большего.
  • Ну давай немножко не так, всё сложнее... Шел танец, танцевал. Дальше ставлю, потом перехожу в следующие ипостаси, я - режиссёр. Потом начинаю писать много песенных текстов и много сценариев ,и в конце концов я думаю: “Какое счастье! Перед тобой лист бумаги и ручка. Не надо ни от кого зависеть”. Потому, что смотрите: любой, допустим, дирижер зависит от состава музыкантов. Режиссер - от состава артистов, балетмейстер вообще на 100% зависит от качества исполнения.
  • И только Лев Толстой ...
  • ... От Софьи.
  • Ну в этом смысле вы счастливый человек ...
  • Понимаете, я шел, шел, шел, но судьба сложилась так, что меня взяли как “щенка”, и сказали: “Вот это надо сделать! Упал ансамбль”. Ансамбль - лицо страны. Я человек, вообще-то, государственный. Ну что такое правительственный концерт? Это государственный заказ. Был период, когда я один делал эти концерты. Так что, для меня слово “НАДО” немного больше, чем “Я ХОЧУ”. Я не привык делать работу плохо, не привык, чтобы меня порицали, не привык позориться.  Я отличник учёбы, я пятерочник по натуре. А о всех своих отрицательных сторонах я вам не скажу ровным счётом ничего, это мои скелеты в шкафу.
  • А вот как вы думаете, почему из блестящих игроков редко получаются хорошие тренеры?
  • Разные профессии. Тоже самое вот - Елизарьев. Гениальный постановщик Беларуси, он был обычным школьникам, я имею в виду хореографическим школьникам. Григорович - был средненьким танцовщиком. Всех  кого я знаю, все были средними танцовщиками. Мышление должно быть другое. У танцовщика мышление исполнительское, а у любого балетмейстера мышление другое. Это сродни композитору и писателю, это просто другая сторона человеческого дарования.  Они практически никогда не сходятся, за редким исключением. Когда из большого театра уходил Григорович, его любимые артисты-солисты стали вдруг что-то ставить.
  • Он им это позволял?
  • Ну, вроде они как-то сами. Сначала он разрешил, а потом они подумали, что они это будут делать лучше, чем Григорович. Они очень долго были исполнителями и поэтому, вероятно, у них не очень удачно сложилась карьера постановщиков.
  • Вы как-то говорили, что уровень правительственных концертов был выше, чем самые помпезные нынешние фестивали. Я даже спорить не буду, у меня другой вопрос. Почему так?
  • Немного другой масштаб был, и самое главное, уровень дисциплины. Там было такое, что если тебе сказали, что ты участвуешь, а там был выборочный вариант - тебя выбрали из многих кандидатов. Участие тогда было обязательным, отказаться нельзя ни под каким предлогом. В одном из концертов, в котором я принимал участие, и , собственно, его делал, хотелось бы, чтобы были «Песняры”. Они были на Дальнем Востоке в то время - назавтра они приехали. Вот так! Не стоял никогда вопрос о том, сколько это стоит. Репетиций было ровно столько, сколько это нужно было, чтобы сделать хорошее дело. Сейчас, у тебя, если ты делаешь Славянский базар, хорошо, если полдня репетиций. И то, половина исполнителей приедут прямо к концерту. Допустим концерт открытия...  Всё делается из того, что готово. Тогда готовилось всё специально для таких концертов, и заказ на них давался за полгода. Шились костюмы, заказывалась спецмузыка у композиторов. Это как-то поднимало уровень всех.
  • Можно сказать, что раньше это было похоже на авторское блюдо, а сейчас на винегрет из готового?
  • Скорее всего, так. Ну что касается меня, как автора, а я был самым непосредственным автором. Получалось , что или я писал сценарий, или нас собирали, отправляли в какой-нибудь санаторий, и мы там сидели неделю и писали сценарий. С привлечением всех специалистов. Но потом, за всё это, отвечал я. Из всего задуманного чтобы хотелось , удавалось сделать 30-40%,  и это считалось величайшим достижением.
  • А тут не только дело во времени, я думаю. Если государство ставит мероприятие на такой уровень, что с Дальнего Востока ”Песняров” вызывают, оно вправе, как бы , диктовать определённые условия любым творцам ...
  • Без вопросов, я с вами полностью согласен, на 100%. Я всегда считаю так: если тебе не нравится это делать  - ты, имей совесть, и не делай это просто. Откажись. Не занимайся этим, если тебе не нравится такая система. Но если ты в ней работаешь, - будь добр, умей и подчиняться, чтобы иметь право командовать. Я очень много командовал, но у меня было умение и подчиниться, когда это требовалось.
  • Правительственные концерты: что сейчас, что тогда их было много, а вот “Каменный цветок” в Минске был вообще один, и там было варьете - которое опять же в Минске было одно , и которого до того не было. Расскажите, как это вообще получилось?
  • В то время это была филармония, а в ней много организаций. Я работал худруком эстрады, и ставил очень много, и был отдел музыкальных ансамблей. Отдел музыкальных ансамблей - и мы всё время контачили вместе. В то время слова модерн, как такового, не было, но всё что более-менее современное. В то время информации было мало. У нас была информация классическая - народный танец. И кое-что, что мы где-то подсмотрели – модерн. Больше по картинкам. И вот - я ставил номера именно в этом жанре в то время когда  работал на эстраде, и гастролировали по Союзу. Предложили мне попробовать,  я взял и попробовал - сделал программу.
  • И получилось! Туда было не попасть, не попасть и не вбиться. Наверное, даже не те слова, которыми можно описать то, как туда попадали ...
  • По блату, по записи !
  • Да, и только так. Напомнили, сейчас такая тема уже ушла. Как вообще родилась идея варьете в Минске?
  • Вы знаете, я помню, мы были на гастролях в Таллине. Гостиница Виру, и там было шикарное варьете. Посмотрели, по – моему, кто-то из начальства нашего, из министерского , и вот вопрос: "Почему у нас нету ? Таллин  не больше Минска! ".
  • А если сравнить “Каменный цветок”, куда было не попасть , с “Juras perle” в Юрмале, куда не всякий и ездил. Это вообще можно сравнивать?
  • Да нет, я думаю, что у нас было по жиже. Во - первых, сама сцена у нас была не очень интересная. По центру стоял столб, и всё это дело было вокруг столба. Совершенно скудное освещение, его вообще почти не было. Той вольготности, которую могли себе позволить в Латвии и Эстонии… Полуодетые, раздетые, обнаженные, об этом никто не задумывался ,что это можно сделать. Мы были очень скромные...
  • Мы вопросов не задавали, мы знали сразу ответ - нельзя.           Есть что-то из прошлого, что вам сейчас не хватает?
  • Да, есть. У нас было концертное пространство гораздо шире!
  • Любовь , она вообще бывает вечной , или это люди себе так придумали?
  • Вечная любовь... Надо прожить достаточно долгую жизнь, допустим, как я, чтобы понимать ... Мы с женой прожили долго, недавно праздновали золотую свадьбу. Ну что Люся, извини, но я должен признаться, что какие-то увлечения могли быть и у тебя, и у меня. Люся - это моя жена. Но тем не менее, вы знаете, любовь - она все-таки как волны. Есть какие-то пики, также есть какие-то спады, и ровности. Любовью можно называть какое-то взаимо уважительные отношения, тёплые, они гораздо надёжнее, чем такие резкие всплески эмоций. Эмоции тоже хороши в некоторых случаях, они как перчик, но пища - это что-то более ровное, постоянное.
  • Говоря о белорусской музыке, Валентин Владимирович называет три фамилии, наверняка знает больше, но называет три : Мулявин, Дайнеко, Елфимов. Тогда я тоже назову три: “Хорошки”, “Крыжачок” и ” Государственный ансамбль танца”.
  • Ну давайте на эту тему порассуждаем. Во-первых, разное время. Нельзя в разное время говорить об этих ансаблях. Во времени они перемещаются с первого ряда во второй, со второго на третий, и так дальше. Как “Крыжачок”, я таковой коллектив не рассматриваю - это самодеятельность. Руководитель ансамбля - это мой танцовщик бывший, сейчас репетитор хороший. Танцовщик был блестящий! “Хорошки” имели свой период роста, когда они перегнали всех, и они были на самом пике. Масса было причин для этого. До этого наш белорусский фольклор был больше прибалтийский, такой, по сути и есть, мы к ним ближе чем к кому бы то ни было.
  • По танцам?
  • По всему! По всему народному искусству. Очень хорошо подходит белорусское слово павольный. Что такое “Xорошки” ? “Хорошки” - это один руководитель за все 40 лет, один хореограф.  Xореограф, который пришел с багажом, и первая программа была на 70% из русского фольклора. Русский фольклор - более богаче белорусского. Просто он зрелищнее и разнообразней. И вот,  была такая "прививка", привезли фольклор весёлый, живой, убойный, задорный, конечно на это все (клюнули) сразу. А мы были более спокойными. Прибалты, если проследить как развивалась хореографии в Литве, Латвии,  они себе этого не позволяют, и правильно делают. Это ведь ассимиляция. Очень легко попасть под влияние чужой. более яркой культуры. Тем более, ты пограничный народ, с тобой такие яркие сильные этносы: Украина, Польша, Россия - можно заразиться немножко. Лучше этого не делать. Самобытность лучше сохранять. Я думаю, даже в ущерб какой-то  популярности  лучше сохранить исконное.
  • А народ? Он же жаждет зрелищ?
  • Как всегда хлеба и зрелищ...
  • Так как противостоять такому давлению зрителя на творца?
  • Очень просто, сделать хороший номер. Я сделал номер "Лянок". Мы открывали им прошлый Славянский базар. Когда мы первый раз его показали в зале им. Чайковского в Москве, позже я в интернете нашел его под таким название: “Белорусский народный танец Лянок”, и он разошелся по всей России. “Косил Ясь конюшину” - сделали “Песняры”, тоже разошлось по всему миру. Сделай хорошо... Это очень трудно, но сделай.
  • Молодые приходят и уходят, учатся и уезжают. Они у вас как дети в семье, или как студенты в университете ?
  • И так и так. Есть как дети, которые по-настоящему любят. Если обнаружились за два года какие-то не выдающиеся, но хотя бы значительные способности, мы стараемся его подтянуть, и материально тоже. Заинтересовать его интересной сольной работой, ведь они приходят не как солисты, приходят рядовые артисты балета. А вот когда заинтересовываем работой, и подтягиваем материально - тогда это дети. А есть такие, что видим, из них ничего не будет - они заполняют вакуум, который образуется: всегда кто-то на гастролях. Все кто дети - всегда найдут себе место в ансамбле.
  • А что такое профессионал?
  • Человек, хорошо и ответственно делающий своё дело. Если коротко ответить на ваш вопрос.
  • Хорошо - это не стыдно.
  • И ответственно, когда он тебя не подведёт никогда.
  • Это слово “НАДО” !?
  • Надо, да. И не “выпендривается”,  как я говорю. Ни после, ни до.
  • Есть ли какой-то способ защитить себя от зависти?
  • Да, конечно, не обращать внимания никогда. Ни на злословие, ни на зависть, ни на что такое, что тебя сильно огорчает. Приучить себя к этому!
  • А как же быть со своей собственной завистью?
  • Остановиться и задуматься, может ты и не прав, или ты плохо сделал. Нельзя воспитывать в себе комплекс излишней полноценности.
  • А как , по-вашему, за своё нужно в жизни бороться? Или, если нужно бороться, то это уже не твоё?
  • Вы знаете, я не борюсь никогда.
  • Сами всё предложат, сами всё дадут?
  • Да. Эта фраза мне очень нравится. Принцип этот нравится. Никогда ни у кого ничего не проси. Если ты чего-то стоишь - сами тебе предложат. Сами тебя найдут и предложат.
  • Ещё немного о музыке. Вы на каких-нибудь инструментах играете?
  • Знаете , "лабал" на фоно прилично, в молодости.
  • И ноты знаете?
  • Конечно! Я вам другое расскажу, никому не рассказывал. Когда ставили “Спартак” Хачатуряна в театре, к нам приехал лично Арам Ильич. Я был секретарём комсомольской организации театра, мы его ходили раскалывать на деньги для банкета, и раскололи на 5 тысяч. После этого Арам Ильич с нами в балетном зале праздновал. Так вот, некоторые танцы я играл, и он мне сделал замечание, что у меня правая рука хорошая, но вот левый пальчик не до конца работает.
  • Он вас принял за аккомпаниатора!?
  • Да.
  • У всех спрашиваю, когда в последний раз ходили в Филармонию, а у вас спрошу: Вы в ” Минск-Арене “ бывали?
  • Пару раз да.
  • На спортивные мероприятия, или…
  • Был там какой-то концерт, или перед концертом - было у нас там участие. Вы знаете, я вам другое скажу. Я был таким ръяным и жутким болельщиком в молодости, когда работал в театре, что у меня - моя дочь первая родилась в тот момент, когда я был на футбольном матче - на стадионе Динамо. Дальше я был на последнем матче ''Минского Динамо” в Москве, когда они впервые стали чемпионами ССCР.
  • Если бы можно было сделать что-то по-другому, что бы вы сделали?
  • Дважды в одну и ту же реку не войдёшь... Надо примириться с тем, что ты сделал неправильно, и , по возможности , не повторять ошибки прошлого в будущем. Но принимать свою жизнь нужно так, как ты её прожил.
  • Тем родителям, которые не смотря на нашу первую цитату, всё таки отдадут детей в танцы , скажите напутственное слово.
  • Занимайтесь танцами все, особенно детки. Берите своих деток с четырёх лет, ведите в нашу школу танцев. Потому что в любом случае будет от этого польза. Даже если они не вырастут в знаменитых танцовщиков, они вырастут в знаменитых любителей танца, понимающих. Это скрасит их жизнь.
  • И хорошая осанка.
  • Не то слово.
  • Спасибо! Это была программа "Песня о жизни" с Андреем Муковозчиком и Валентином Владимировичем Дудкевичем. Не прощаемся надолго...
  • До новых встреч !

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий